УДК 621.01

Микроэнергетика транспортного средства

Б П Семенов

Самарский государственный аэрокосмический университет

 

В нашей стране мало уделяется внимание совершенствованию и  популяризации транспортных средств с  мускульным приводом  - велосипедам, веломобилям и гелиомобилям. В экономических и технически развитых странах владелец престижного автомобиля не считает зазорным крутить педали  велосипеда, а не только велотренажера, по двум причинам : для здоровья, а часто и для создания   нужного имиджа  (с бизнесменом, проезжающим на велосипеде двадцать километров ежедневно на работу, можно иметь дело).

Необходимо помнить и об инвалидах, для которых велоколяска - транспортное средство и на улице и в помещении.

Велосипед, как транспортное средство, имеет ‘возрастную нишу‘от 15 до 35 лет, когда ему не изменяют лишь спортсмены. Повышение мобильности велосипеда, а следовательно и интереса к нему, может способствовать его дополнение маломощной вспомогательной силовой установкой. Современный подход к решению этой задачи – использование электропривода. Электровелосипеды получили широкое распространение, в частности, в европейских странах. Известно, что электровелосипеды для Германии выпускал львовский мотовелозавод, а российская компания на Кипре выпускало "лучшие в мире электровелосипеды бывшего российского журналиста Шкондина".

Но велосипед, как и Восток-‘дело тонкое’. Можно создать двухколесное транспортное средство с двигателем внутреннего сгорания или с электроприводом, похожее на велосипед, но желательно ничего не трогать в велосипеде при оснащении его дополнительной компактной энергоустановкой.

Мускульный привод велосипеда не обеспечивает нужного комфорта и утомителен при длительной езде и преодолении подъёмов. Во многих случаях желательно хотя бы кратковременно дополнить энергетику велосипеда. Вспомогательная энергоустановка представляет практический интерес для установки на любых транспортных средствах с мускульным приводом.

На первый взгляд проблемы вспомогательного привода велосипеда не существует. Можно приобрести двигатель Д-4 или Д-6, современный двигатель зарубежной фирмы, а при желании – оснастить велосипед электроприводом с аккумулятором. Практически  этот путь предпочитают редкие любители велоэкзотики. Велосипед, дополненный Д-4 превращается в мопед, а суммарная  стоимость подобного симбиоза превышает стоимость хорошего мопеда  или мокика. Кроме того, велосипед теряет свои основные качества – малый вес и неприхотливость в эксплуатации. Вспомогательная дополнительная энергоустановка велосипеда должна быть дешёвой, простой, лёгкой, малогабаритной,  требовать минимального ухода в процессе эксплуатации, а ей мощность  может быть значительно меньше одного киловатта.

Предложен оригинальный подход к созданию вспомогательной велоэнергоустановки, допускающей возможность установки на большинство типов современных велосипедов, а также веломобилей и инвалидных колясок; разработан вариант узла привода и системы управления. Проведен анализ применимости в предлагаемой энергоустановке как оригинальных ДВС, так и электро- и пневмоприводов.

Рейтинг@Mail.ru
Используются технологии uCoz