Самарский государственный аэрокосмический университет

Б.П.Семенов 

  

О ПОДХОДАХ К КОМПОЗИЦИИ ТРИБОМЕХАНИЗМОВ
(About approaches to a composition tribomechanisms)

 

Современная база триботехнических знаний, учитывающая многоуровневый и многофакторный характер процессов в системе "движущийся элемент - промежуточная среда - базовый элемент", обладает достаточной фундаментальностью. Как любые фундаментальные модели различные по своей форме триботехнические модели применимы не только для решения традиционных задач, но могут служить и основой для поиска триботехнологий и трибомеханизмов.

Триботехнология - процесс преобразования свойств поверхностей или промежуточной среды при контактно-гидродинамическом взаимодействии. На макроуровне триботехнологиям можно отнести процессы шлифования, полирования, прессования, штамповки и множество других известных процессов, возникших раньше, чем теории трения. Трибология применяется обычно для их исследования и совершенствования, на макроуровне, кроме известных процессов изменения свойств смазок при достаточно длительном их использовании в узлах трения, за последние годы обнаружены явления избирательного процесса, существенно повышающего ресурс опорных устройств, широко используется применение различных присадок к маслам. Эти процессы можно отнести к триботехнологиям узлов трения.

В последние годы опубликованы результаты по управлению свойствами жидкостных сред, так и по нестандартным применениям контактно-гидродинамических взаимодействий, например, практическое применение получил процесс нанесения покрытий трущихся поверхностей с одновременным полированием деталей сложной конфигурации путем их обработки металлическими щетками, задирающими медные покрытия с неподвижной заготовки-донора, не менее экзотическим на первый взгляд является возможность "прокатки" быстровращающимися валиками бензина перед подачей его в карбюратор двигателя автомобиля. Оба этих примера иллюстрируют нетрадиционные триботехнологии.

Трибомеханизм - механизм с промежуточной средой между относительно перерешающимися звеньями, в котором промежуточная среда выполняет функции передаточного или выходного звеньев механизма.

Традиционно промежуточная среда в узлах трения механизмов выполняет функции смазки, разделяющей подвижные детали, снижающей потери на трение и повышающей ресурс механизма. В последние годы практическое применение получили муфты с кремнеорганическими смазками, сохраняющими высокую вязкость при высоких скоростях относительного перемещения ведущих и ведомых звеньев. Простые по конструкции эти муфты заменяют в транспортных средствах традиционные многозвеньевые механизмы дифференциалов и демультипликаторов.

Следует отметить, что до настоящего времени триботехнологии и трибомеханизмы создаются, чаще всего, на основе побочных результатов плановых исследований, вправленный поиск оригинальных технологий и механизмов может дать более эффективные результаты.

Представляется возможным создание банка физико-технических эффектов контактно-гидродинамического контакта. Применение известных методов морфологических таблиц и эвристического поиска с качественной и количественной оценкой предложений при помощи трибологических моделей может обеспечить достижение технически перспективных результатов. Наиболее психологически сложным на современном этапе развития подобных композиционных поисков может сказаться этап постановки за- -дачи композиции по простой причине отсутствия соответствующих методик и пособий.

 

(В сб. Тезисов докладов конференции "Надежность механических систем" Часть 2. - Самара: СГТУ, 1995)

 

Назад на первую страницу

 

Rambler's Top100

 

Рейтинг@Mail.ru
Используются технологии uCoz