Философское обоснование понятия
"ЗОЛОТАЯ ПРОПОРЦИЯ"
Косенок Б. Б. , г. Куйбышев,1990 г.
Оглавление:
1. История возникновения понятия "Золотое сечение"
2. Естественные науки о "золотой пропорции"
3. Понятие "золотая пропорция" с философской точки зрения
4. Применение философской трактовки к экономическим и общественным процессам
Список использованной литературы
"Вполне возможно, что какие-то ошибки ускользнули от меня, и еще ожидают проницательного взгляда какого-нибудь критически настроенного читателя. Я надеюсь, что радость открытия ошибок и испытанное при этом чувство интеллектуального превосходства над автором в какой-то мере вознаградят счастливца за потерю времени и беспокойство, которое могло доставить ему внимательное чтение этой книжки"
Льюис Кэррол
Данная работа была написана мной в 1990 г., как реферат по философии для сдачи кандидатского минимума, и конечно, время прошедшее с тех пор изменило мои взгляды на некоторые казалось бы, незыблемые истины, но вывод к которому я пришел тогда ошарашил меня своим очевидным сейчас, но абсолютно абсурдным тогда взглядом, что социализм в СССР больше напоминал феодализм времен Ивана Грозного, а не настоящий коммунизм(или первую его ступень, если хотите - социализм). Думаю, если вы прочитаете данный реферат, то вы поймете о чем я говорю.
Заранее хочу предупредить, что первые две главы являются кратким пересказом источников 9-12 списка использованной литературы, приведенном в конце реферата, кроме того, в Интернете также появились статьи о "Золотом сечении", например http://www.n-t.org/tp/iz/zs.htm, http://www.n-t.org/tp/mr/szs.htm или http://www.list.ru/catalog/24889.html, а то что изложено в третьей и четвертой являются исключительно мыслями автора. Текст реферата 1990г. я подверг некоторой правке для исправления некоторых неблагозвучных, на мой взгляд, выражений, и оформительской правке, на что я, как автор, несомненно, имею право. Остальное, в том числе и ссылки на непопулярных у нас, но, тем не менее изучаемых на Западе классиков марксизма-ленинизма, оставлено без изменений.
Существующая философия, описывая очень точно реально существующий мир, к сожалению, не может дать ответ на практические вопросы, которые ставит современность перед человеческим обществом, перед его наукой, культурой, экономикой - как сделать так, чтобы развитие общества было стабильным без революций и катаклизмов.
Какая перспектива развития общества, политической и экономической структуры, как использовать законы философии в конкретной человеческой деятельности, какова количественная взаимосвязь философских категорий и законов, где например та грань между переходом количества в качество?
Как перейти от абстрактных рассуждений и описаний окружающего мира, но не только к понятию тенденций, но и к прогнозированию на языке цифр и формул - на самом абстрактных из языков, которым человечество с давних времен описывает и прогнозирует все процессы окружающего нас мира? Ведь даже основоположники диалектического материализма опирались в своих выводах не только на абстрактные рассуждения Гегеля и Фейербаха, но и на работы в области экономики и естественных наук, занимались "неблагородным" анализом экономики капиталистического общества на основе статистических данных и экономических работ других ученых.
Цель данного реферата попытаться применить философские категории и законы к математическому выражению "Золотое сечение", которое имеет очень сильное влияние на многие стороны окружающего нас мира.
1. История возникновения понятия "Золотое сечение"
"Золотая пропорция" или "Золотое сечение" - гармоническое деление отрезка длиной "а" на две части таким образом, что большая его часть "х" является средней пропорциональной между всем отрезком и меньшей его частью:
, откуда
Первые упоминания о золотой пропорции в дошедшей до нас античной литературе встречается во II книге "Начал" Евклида, но задача золотого сечения весьма вероятно была решена еще пифагорейцами, что явилось своего рода жемчужиной пифагорейского учения о числовой гармонии мира. Вся древнегреческая культура развивалась под знаком золотой пропорции. Греки первые установили: пропорции хорошо сложенного человеческого тела подчиняются ее законам, что особенно хорошо видно на примере античных статуй (Аполлон Бельведерский, Венера Милоская). Фригийские гробницы и античный Парфенон, театр Диониса в Афинах - все они исполнены гармонии золотой пропорции. В наши дни интерес к золотой пропорции возрос с новой силой. В целом ряде музыковедческих работ подчеркивается наличие золотого сечения в композиции произведений Баха, Шопена, Бетховена. Сергей Эйзенштейн использовал "Золотое сечение" при монтаже эпизодов своих картин. Академик Г.В. Церетели обнаруживает, что гармония стиха в поэме Шота Руставели "Витязь в тигровой шкуре" подчиняется золотому сечению.
В эпоху Ренессанса золотая пропорция возводится в ранг главного эстетического принципа. Леонардо-да-Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан и другие великие художники возрождения компонуют свои полотна, сознательно используя золотую пропорцию. Нидерландский композитор XV века Якоб Обрехт широко использует "Золотое сечение" в своих музыкальных композициях, которые до сих пор уподобляют "кафедральному собору", созданному гениальным архитектором.
2. Естественные науки о "золотой пропорции"
В XIX веке уже не художники, а ученые-экспериментаторы, изучавшие закономерности филлатаксиса (расположение цветков), вновь обратились к золотой пропорции. Оказалось, что цветки и семена подсолнуха, ромашки, чешуйки в плодах ананаса, хвойных шишках и т. д. "упакованы" по логарифмическим спиралям, завивающимся навстречу друг другу. При этом числа "правых" и "левых" спиралей всегда относятся друг к другу, как соседние числа Фибоначчи (13:8, 21:13, 34:21, 55:34), предел последовательности которых является золотая пропорция.
Наряду с прикладными исследованиями, ученые продолжают активно развивать теорию чисел Фибоначчи и золотого сечения. Советский математик Ю. Матиясевич с использованием чисел Фибоначчи решает 10-ю проблему Гильберта. Возникают изящные методы решения ряда кибернетических задач (теории поиска, игр, программирования) с использованием чисел Фибоначчи и золотого сечения. В США с 1963 года выпускает специальный журнал математическая Фибоначчи-ассоциация.
Выдающимся событием стало открытие в 1964 году Стаховым А.П. и Витенько И.В. обобщенных чисел Фибоначчи и обобщенных золотых сечений. Больше того, открытые на кончике пера эти открытия были подтверждены исследованиями. Так, например, инварианты известных волн электрической активности человеческого мозга равны обобщенным золотым сечениям. Хорошо изученные двойные сплавы обладают ярко выраженными особыми свойствам и (устойчивы в термическом отношении, тверды, износостойки, устойчивы к окислению и т.п.) Только в том случае, если удельные веса исходных компонентов связаны друг с другом одной из золотых обобщенных пропорций. Это позволило белорусскому философу Э.М. Сороко в своей работе "Структурная гармония систем" выдвинуть гипотезу о том, что золотые обобщенные сечения есть числовые инварианты не только человеческого мозга, но и любых самоорганизующих систем. Эта гипотеза (закон гармонии систем) может иметь фундаментальное значение для новой науки, изучающей процессы в самоорганизуемых системах - синергетики.
Одним из путей решения проблемы надежности современных ЭВМ - является введение избыточности. Система счисления с иррациональными основаниями на основе чисел Фибоначчи и золотой пропорции обладает такой избыточностью (кстати, классическая система счисления - двоичная, является частным случаем такого счисления), что позволяет создавать безотказные компьютеры с помехоустойчивыми свойствами.
3. Понятие "золотая пропорция" с философской точки зрения
История "Золотого сечения" - это история человеческого познания мира. Анализируя все вышеизложенное можно еще раз подивиться грандиозности процесса познания мира, открытием все новых его закономерностей. Понятие "Золотое сечение" прошло в своем развитии все стадии познания.
Первая ступень познания открытие "золотого сечения" древними пифагорейцами. От простого созерцания действительности они перешли к выражению его в мире чисел, но ими были спутаны причинно-следственные понятия мира и догадка о мировой значимости "Золотого сечения" осталась лишь догадкой на века. И все же, в своей жизнедеятельности человек начинает использовать "Золотое сечение" в своих художественных произведениях.
Практические нужды торговли подводят Фибоначчи к открытию своих рядов, которые еще никто не связывает с "Золотым сечением". Ученые открывают "Золотые пропорции" в живой и не живой материи и уже на основании этого опыта происходят удивительные открытия нашими современниками Стаховым А. П. и Витенько И. В. Обобщенных золотых пропорций и обобщенных рядов Фибоначчи. Их анализ приводит исследователей к результатам ошеломляющим по своей простоте и от того более значительных: "Золотое сечение" обладает избыточностью и устойчивостью, которые позволяют организовываться самоорганизующим системам.
И тут бы самое время, начертав эти магические числа в храмах, отбивать поклоны и восхвалять господа за его благодать, потому, что даже абстрактнейшая из наук - математика не в состоянии объяснить сущность "золотого сечения". Ну не может она объяснить нам, почему именно эти числа, а не другие были заложены и в человеческий мозг, и в химическое соединение, и в творения великих художников.
А там, где узко профилированные науки пасуют, где явления различного порядка (химические, биологические, физические, и социальные) невозможно объяснить с помощью какой-нибудь одной из наук, вступает в свои права философия - наука о мире. И хотя вполне возможно, что выше изложенных фактов недостаточно для постановки вопроса о принадлежности свойства "Золотого сечения" всей действительности существующего мира, все же попробуем это сделать и объяснить понятие "Золотое сечение" с философской точки зрения.
Что же представляет собой "золотая пропорция" с позиций философской науки?
Это некое отношение между какими-либо противоположными свойствами какого-либо объекта. Или говоря другими словами, количественное соотношение между двумя противоположностями. Поэтому для понимания "золотой пропорции" более подробно рассмотрим противоположности - как философское понятие, рассмотрим их взаимосвязи и свойства.
Противоположности - две стороны одного и того предмета или явления, которые находятся постоянно в противоречии друг с другом из-за своей абсолютной полярности. Эта их противоречивость ведет к тому, что ни одна из сторон не может существовать мирно рядом с другой, хотя и принадлежат они одному и тому же предмету или явлению. Таким образом, между двумя сторонами предмета или явления постоянно идет борьба, но ни одна из противоположностей не может существовать одна без другой и каждая из противоположностей является отражением другой.
Так, например, добрый человек не может быть добрым, если нет злого, иначе кто же узнает каким должен быть добрый, и не может добрый человек быть добрым по отношению к злу, ведь тогда вся его доброта будет только пособничеством злу. Значит зло заложено и в доброте.
Все это прямо доказывает, что единство противоположностей такая же реальность существования противоположностей, как и их борьба.
Еще В. И. Ленин подметил, что между противоположностями может быть состояние временного равновесия, которое следует понимать в том смысле, что на каком-то этапе развития процесса ни одна из противоположных сторон не имеет заметного перевеса [1]. В качестве примера, можно привести любую общественно-экономическую формацию, когда между противоположными классами как бы заключается общественный договор, который учитывает реальное соотношение сил.
И хотя эти явления различны по своей природе, и то, и это есть достижение некоего компромисса - отношения между противоположными сторонами. Но так как само существование противоположностей подразумевает борьбу, то даже кажущееся временное равновесие является постоянной в своем развитии перегруппировкой сил противоположностей. Меняется количественный баланс противоположных сторон, что приводит на определенном этапе к невозможности противоположным сторонам сохранять старые отношения (временное равновесие) и происходит скачок - качественное изменение отношений, соответствующее данному количественному соотношению сил противоборствующих сторон явления или предмета.
Любой предмет или явление характеризует количество и качество. Количество и качество неразрывно связаны между собой. Качество характеризует, то чем данное явление или предмет отличаются от других.
Количество характеризует предмет или явление со стороны степени развития. Единство количества и качества является мерой - границами, в которых явление (или предмет) остается самим собой. Но установление нового баланса сил приводит к появлению нового качества явления или предмета, которое отрицает существующее качество и не изменяется до тех пор, пока количественные изменения вновь не перейдут границы, за которыми предмет перестает быть самим собой и он приобретет новое качество, отрицающее старое качество. Таким образом, круг замкнется - произойдет отрицание отрицания.
И все же, что произойдет с предметом, если одна из противоположностей выйдет победителем в этой непрерывной борьбе. В природе победа одной из стихий ведет к катастрофе, а исчезновение врагов какого-либо вида животных, ведет к вырождению этого вида. Человек является одним из немногих видов животных, которые имеют своего внутреннего врага в образе себе подобных, и это на данном этапе исторического пути человечества является движущей силой его развития. Но, что произойдет с обществом, когда исчезнут его внутренние враги - будь это противоположный класс, конкуренты или "враги народа".
В первом случае произойдет деградация победившего класса, ведь воевать не с кем, а значит, не нужны больше былая организованность и сплоченность.
Во втором случае разовьется монополизм, и экономика придет в упадок. В третьем случае исчезнет страх масс за свою свободу и наступит смутное время. Налицо полный застой и кризис.
Выхода только два: либо полное исчезновение, либо появление новых противоположностей в виде классов или конкурентов, появление новых "врагов народа".
Следовательно, для того, чтобы развитие происходило только в позитивном направлении, необходимы компромиссы между противоположностями, то есть установление соотношений, а не уничтожение противоречий.
Как писал Ф. Энгельс: "взаимное проникновение полярных противоположностей и превращение их друг в друга, когда они доведены до крайности, - развитие путем противоречия или отрицание отрицания..." [2]
"...голое отрицание, писал В. И. Ленин, - не зряшное отрицание, не скептическое отрицание, колебание, сомнение характерно и существенно в диалектике, - которая, несомненно, содержит в себе элемент отрицания и притом как важнейший свой элемент, - нет, а отрицание как момент связи, как момент развития, с удержанием положительного..." [3]
Таким образом, философия четко и однозначно обозначила, что: источником, действующими причинами развития и движения существующего мира во всей его совокупности является - единство и борьба противоположностей. Процесс развития мира происходит за счет перехода количественных изменений в качественные, общее направление или тенденция развития мира является отрицание отрицания.
Все происходящие в мире процессы, все предметы или явления отвечают данным философским законам. Но в то же время накопленные человечеством знания говорят о том, что и в природе, и в человеческом обществе бывают устойчивые образования, которые не изменяются, как с точки зрения пространственной, так и с временной точки зрения, хотя и в этих образованьях идут количественные изменения.
Все общественно-экономические формации существовали довольно долгое время в устойчивом положении.
Геологические эпохи на земле длятся миллионы и даже миллиарды лет. Устойчивость окружающего мира настолько сильно влияло на человечество, что только упорные труды лучших ученых мира развеяли миф о неизменности, постоянстве мира. Устойчивость - философская категория, противоположная изменчивости и такая же характеристика существующего мира, как и изменчивость.
Но устойчивость не есть покой, это такое состояние предмета или явления в котором происходящие количественные изменения не приводят к качественным изменениям, то есть противоположные свойства предмета или явления находятся в динамичном равновесии. Динамичное равновесие возможно только при условии, когда количественные изменения соответствуют качеству предмета или явления, то есть, когда они наиболее полно отображают реальную расстановку или количественное соотношение сил противоположных сторон. Но с другой стороны внутренние количественные изменения приводят к тому, что устойчивые образования, характеризуемые конкретным качеством, теряют свою устойчивость и переходят в другое устойчивое состояние, соответствующее данным количественным изменениям. В природе подобные скачки происходят достаточно медленно потому, что она незамедлительно реагирует на любые изменения и смена эпох длится тысячелетиями (естественно, если не происходит бурного роста количественных изменений).
В человеческом обществе, из-за отставания познания количественные изменения накапливаются до критического состояния, и происходит взрывообразный скачок.
С такой точки зрения развитие представляется в виде непрерывной цепочки более - менее устойчивых образований, со своими внутренними количественными изменениями, не приводящими к качественным изменениям, но предваряющими их, и скачкам - сменам качества.
"Золотая пропорция" обладает удивительными свойствами - избыточностью и устойчивостью, позволяющих, провести соответствие между "золотыми пропорциями" и устойчивыми образованьями. Тогда математическое выражение приобретет философскую окраску:
Так, например, классическое "Золотое сечение"
- это отношение количественной характеристики "х" противоположности,
выражающей сущность предмета или явления, к количественной характеристике "(а-х)" другой противоположности. Это отношение равно отношению количественной характеристике "а" всего предмета или явления, к количественной характеристике "х" противоположности, выражающей сущность предмета.
Иначе говоря, оптимальным для устойчивости предмета является такое "угнетение" одной из противоположностей другой, которое равно "угнетению" всего предмета или явления этой "угнетающей" противоположности.
Если подводить под такое же философское определение "Обобщенные золотые сечения", то их математическое выражение:
, (где s=1,2,3,...... - порядок золотого сечения)
будет выражать то же, что и классическое, только "s"в данном случае будет означать степень влияния всего или явления на противоположность, определяющую сущность предмета или явления. Эта степень, как бы определяет количество обратных связей, которыми количественные характеристики всего предмета или явления связаны с данной противоположностью.
Причем, решения уравнений "Обобщенных золотых сечений":
S |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
… |
¥ |
Х |
0.5 |
0.618 |
0.683 |
0.725 |
0.755 |
0.778 |
0.797 |
0.812 |
… |
1 |
позволяют сделать вывод о том, что увеличение количества обратных связей "предмет - противоположность" приводит к увеличению влияния данной противоположности на остальную часть предмета или явления. Парадоксальность данного вывода покажется не настолько вызывающей если вспомнить, что "Золотое сечение", как классическое, так и обобщенные принадлежат к устойчивым состояниям предмета или явления, и тогда данный вывод является непреложным правилом равновесия между господствующим положением одной из противоположностей и контролем всего предмета, как совокупности свойств, над этой противоположностью.
4. Применение философской трактовки к экономическим и общественным процессам.
Применение "Обобщенных золотых сечений" в экономике позволит сознательно получить устойчивое развитие общественного производства. То, что "Обобщенные золотые сечения" лежат в основе экономических закономерностей можно доказать и не прибегая в данном конкретном случае к цифрам и статистике. Косвенно это можно определить, рассматривая экономику и отыскивая связи между ней и всей остальной частью общественной жизни.
Например, экономическая сфера капиталистического общества - это противоречия не только между трудом и капиталом, но и противоречия между рыночным регулированием экономики и государственным.
На первоначальном этапе становления буржуазного общества государство не вмешивалось в экономическую сферу, занимаясь только внутренними политическими и уголовными делами, и внешними отношениями завоеванием внешних рынков и обороной. Но с течением времени, когда рыночная экономика начала давать сбои, все чаще приходилось правящему классу давать государству функции регулирования святая святых капиталистической экономике - рынка. Практика развития капиталистической экономики выработала комплекс мер: от запрещения трестов и дачи госзаказов, до создания государственных предприятий.
При рассмотрении противоречия между рынком и государством можно увидеть, как при развитии рынка возрастала и крепла мощь государственного регулирования экономики.
Первоначально безраздельное господство рыночных отношений в экономике, стихийное развитие экономики приводило к неустойчивым структурам. Рынок в экономике сроднен энтропии в природе - созидает разрушая, и необходимо было ослабить влияние рынка, свободной конкуренции. Как не парадоксально покажется, но первым, прямым шагом к усмирению рынка было его оживление, когда естественный ход событий привел рынок к монополизации, созданию трестов. Первый опыт закончился полу удачно - показал , что государство может управлять рынком и в то же время оживление рынка привело капиталистический мир на грань катастрофы в 1929-1932 гг.
И тогда господствующему классу пришлось снова допустить государство к регулированию экономики - созданию госпредприятий, контролем финансов, субсидированием убыточных отраслей, и социальных программ и т.п.
Общество в лице государства установило контроль над своей господствующей частью - экономикой для создания более устойчивой структуры. Чем больше развивается экономика, чем больше ее влияние на остальные сферы деятельности человеческого общества, тем больший контроль, большее количество обратных связей необходимо между обществом и экономикой для обуздания её могущих сил, но при этом контроль должен быть и не настолько всеобщим, чтобы не стеснять простор для производительных сил. Эту пропорциональность и могут помочь установить "Обобщенные золотые сечения".
К примеру, для человеческого общества, это будет означать равновесие между влиянием господствующего класса на угнетаемый класс и влиянием общества на господствующий класс. Иначе говоря, руководство каким-либо классом или прослойкой всем обществом должно иметь обратную связь, по которой все общество будет воздействовать на руководящий класс или прослойку. Но, не только для устойчивого существования общества необходима надежная обратная связь, но и для прохождения общества через скачки - переходы количественных изменений в качественные.
Рассмотрим "Обобщенные золотые сечения" применительно к известным общественно-экономическим формациям.
Первобытнообщинная общественно-экономическая формация отличается своей социальной однородностью. Каких-либо существенных противоречий и социальных различий здесь не возникало, по причине зачаточной экономики (если так можно назвать охоту и рыболовство), не позволявшей создавать излишки продуктов труда, а значит и объект присвоения. Отсутствие каких-либо противоречий позволяло данному обществу обходится без внутренней обратной связи и устойчиво существовать в течение десятков тысячелетий.
Но отсутствие обратной связи и привело первобытнообщинный строй к гибели, после того как возникло земледелие, и появились излишки продуктов труда.
На смену ему пришел рабовладельческий строй, с его откровенной эксплуатацией раба господином. В данной общественно-экономической формации возникло два противоположных класса - господ и рабов, две противоположности, которые раздирают социальное противоречие между каторжным, непосильным трудом раба и полным присвоением продуктов труда его господином. Ни о какой обратной связи в таком обществе не может быть и речи. Ведь ни кому и в голову не приходило спрашивать у раба, нравятся ему приказания господина или нет.
Если обратная связь равна нулю, то математически состояние этого общества можно выразить так:
Подобное выражение означает, что господствующий класс руководит массами рабов без корректировки на реальное соотношение сил рабов и рабовладельцев. А значит с игнорированием той реакции, которая возникает в среде рабов, что естественно приводит к тому, что новые условия, новая расстановка сил в обществе, новые количественные изменения требуют качественных изменений в обществе, а господствующий класс не хочет, да и не может по самой своей природе провести их в жизнь.
В результате, громадные рабовладельческие образования рухнули под напором варваров и восстаний рабов.
Возникшее на развалинах рабовладельческих государств феодальная формация позволила дать обществу обратную связь в виде заинтересованности крестьянина в возделывании своего клочка земли, после отбывания феодальных повинностей, но в то же время и увеличила влияние господствующего класса феодалов на угнетаемый класс крестьян. Это может показаться парадоксальным, но такой вывод подтверждается не только математическим решением золотой пропорции 1-го порядка, но и ростом производительности труда крестьян по сравнению с трудом рабов. Однако, с течением времени дальнейший рост производительности труда крестьян стал сдерживаться феодальными повинностями, возросшей властью феодалов, обратная связь феодального общества была как бы косвенной, феодал не был прямо задействован в производственном процессе, поэтому дальнейшее развитие привело к тому, что господствующий класс должен был либо перестроить свое отношение - качество своего общества, либо погибнуть, так и произошло: часть феодалов сумела вовремя вступить на путь новых экономических отношений, другая часть феодалов погибла в огне революций. Т.е. наличие единичной обратной связи между господствующим классом и всем обществом дает вероятность возможной перестройки, достижения нового качества, но в то же время и возможна вероятность торможения развития для удержания своей власти над обществом.
Возникшее в результате мирных переходов и революций буржуазное общество приобрело в лице буржуазии могучего господина, ибо отныне только от нее стало зависеть возможность работать всей остальной части общества. Но в то же время буржуазное общество дало пример двойной обратной связи:
Первая - заинтересованность работников наемного труда в повышении производительности труда.
Вторая - относительная политическая и личностная свобода в виде демократических институтов.
Конечно, заинтересованность работников в повышении производительности труда была и при феодализме, но не при работе на феодала, ведь у крестьян была собственная земля, при капитализме же работник работает только на хозяина и получает заработок, а значит и хлеб насущный только от него. Да и существовавшие ранее демократические институты были предназначены только для господствующего класса.
И снова то, что еще более должно было бы ограничивать власть имущих, только усиливает ее. И это блестяще подтверждается решением золотой пропорции второго порядка. На практике тоже можно увидеть насколько успешно пользуется буржуазия этими двумя обратными связями, несмотря на то, что противоречия между общественным характером труда и частным способом присвоения его продуктов должны были бы взорвать буржуазное общество.
Что же должно быть дальше?
В России произошло, так как предвидел Маркс:
"Это может, конечно, произойти сначала лишь при помощи деспотического вмешательства в право собственности и в буржуазные производственные отношения, то есть при помощи мероприятий, которые экономически кажутся недостаточными и несостоятельными, но которые в ходе движения перерастают самих себя и неизбежные как средство переворота во всем способе производства." [4]
Хотя когда-нибудь будет возможен более мирный переход к новой общественно-экономической формации, он даже более вероятен, чем военный переворот. Как видно из анализа предыдущих общественно-экономических формаций дальнейшее развитие должно вести к появлению новых обратных связей между обществом и правящей верхушкой, и в то же время усиление ее власти.
Если помнить о тенденциях развития существующего мира, то есть, о отрицании отрицания, то первая существовавшая при капитализме обратная связь должна стать такой же как при феодализме, но на более высокой ступени развития, то есть работник наемного труда должен быть заинтересован в повышении производительности труда, так как он работает на себя. Вторая обратная связь должна преобразоваться так же. Если при капитализме демократия была парламентской, то в новом обществе она должна стать общенародной. И новая, третья обратная связь, которой не было при капитализме, но зачатки, которой, существовали при капитализме в виде государства - общественная собственность, управляемая группой высококвалифицированных специалистов.
Очень трудно предположить на данном отрезке исторического развития, что будет означать следующая, четвертая обратная связь между управляющей верхушкой и всем человеческим обществом. Но в то же время, исходя из общей тенденции развития существующего мира, то есть, исходя из закона отрицание отрицания, можно предположить, что произойдет с первыми тремя.
Первая - работник будет заинтересован в повышении производительности труда так, как он будет работать на общество.
Вторая - ограниченная демократия, то есть человек может и не подчиняться решениям общества, если он не согласен.
Третья - управлять общественными процессами сможет любой человек.
Таким образом, рассмотрение общественно-экономических формаций с помощью обобщенных золотых пропорций позволяет сделать вывод, что увеличение контроля со стороны общества увеличивает власть господствующего класса (или правящей группировки, или управленческого аппарата) и от этого устойчивость общества только возрастает, что и повышает вероятность перехода этапов скачков более плавно и без катаклизмов.
Список использованной литературы:
1. Энгельс Ф. "Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии", М., Издательство политической литературы, 1989г
2. Энгельс Ф. "Диалектика природы", Маркс К., Энгельс Ф. Соч.-т.20-стр.343.
3. Ленин В.И. "Равновесие сил", Полн. собр. соч. - т.12-стр.5.
4. Ленин В.И. "Материализм и эмпириокритицизм", Полн. собр. соч. - т.18-гл.1.- 1,2,3,-гл.2.
5. Энгельс Ф. "Анти-Дюринг", Маркс К., Энгельс Ф. Соч.-т.20-отд.1.-гл.XII, гл.XIII.
6. К. Маркс, Ф. Энгельс "Манифест коммунистической партии", М., Издательство политической литературы,1973г.
7. Ленин В.И. "Конспект книги Гегеля "Наука логики"", Полн. собр. соч. - т.29- стр.207.
8. Ф. Энгельс. "Происхождение семьи, частной собственности и государства", Маркс К., Энгельс Ф. Соч.-т.21-гл.IX.
9. А.П. Стахов "Введение в алгоритмическую теорию измерений", М., "Советское радио",1977 г.
10. А.П. Стахов "Алгоритмическая теория измерений", М., "Знание",1979 г. Серия "Математика, кибернетика".
11. А.П. Стахов. "Коды Золотой Пропорции." М., Издательство "Радио и связь" 1984 г.
12. А. Соколов "Тайны золотого сечения", журнал "Техника - молодежи", №5, 1978 г.
13. Сороко Э.М. "Структурная гармония систем", Минск, "Наука и техника", 1984 г.
[1] В.И. Ленин, Полн. собр. соч., т.12, стр. 5
[2] К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т.20, стр.343.
[3] В.И. Ленин, Полн. собр. соч., т.29, стр.207.
[4] К.Маркс и Ф. Энгельс "Манифест коммунистической партии", стр. 44
Для тех кто прочитал и понял, цитата из получаемой мной рассылки:
Futura.ru: сетевая структура общества
18 мая 2001 г. на сайте www.futura.ru произошло обновление
http://www.futura.ru/index.php3?idart=109 |
А здесь, для тех кто прочитал и не понял, например, как упоминание моего реферата в статье Скляревского Е
Божественные пропорции золотого сечения (Опубликовано в журнале Hard'n'Soft №6 2002)
Мои ответы и разъяснения даю дословно, хотя в живой дискусии их можно посмотреть и
здесь:
29.07.2002 20:35 Косенок Б.Б. http://www.radiant.ru/~kbb
Арбуз, спасибо за упоминание моей статьи о философском обосновании Золотого сечения, но интересно, чем же она на ваш взгляд она не сильно глубокая, или мне нужно было написать как минимум докторскую, чтобы она была солидна на ваш взгляд, обидно, честно слово, что краткость принимается за скудоумие, интересно но в вашей статье кроме перечисления общеизвестных фактов и вовсе ничего нет, а уж если вы взялись обсуждать чего-то, то и выводы иногда надо делать, как это стремятся делать учёные, а хаять реферат на кандидатский минимум, за то, что в нём изложены свои свежие мысли - несколько неглубоко на мой взгляд ...
29.07.2002 21:09 Косенок
Ай прости Арбуз, зря наехал, Hard'n Soft попутал с ними буду говорить, но действительно как иностранщина так по имени отчеству, а как наш так нонэйм и не глубоко, а что не глубоко - и сами не знают
Уважаемый Борис Борисович!
Приятно видеть Вас в Арбузной гостевой и как авиастроителя и как популяризатора науки. Но боюсь, что Ваше возмущение относится именно ко мне, это я, давая ссылку на Вашу статью "Философское обоснование понятия "ЗОЛОТАЯ ПРОПОРЦИЯ"" написал "впрочем, не особенно глубокой". Во-первых, обоснования, как такового в статье нет, во-вторых, философия немного странная, в третьих, все сводится к цитированию классиков в лучших традициях ушедших лет. Я уважительно отношусь к чужому труду, тем более, по популярной математике (с этой точки зрения статья интересная!), но с точки зрения философии слабовата. Если Вы настаиваете на высоком философском уровне статьи, давайте обратимся к экспертам, но лучше согласимся на ее популярности без претензий на философию.
С уважением, надеждой на понимание и сотрудничество, Скляревский Е.
31.07.2002 10:47 Tigerona
И всё-таки....статья неглубокая или популярная? Это не эквивалентно.
Лично я назову сочинение неглубоким только в том случае, если автор не способен адекватно оценить уровень изложения материала. То есть, это негативная оценка.
В математике не бывает неглубоких работ.Ни в элементарной, ни в высшей. Оценку "неглубокий" мы чаще используем для характеристики сочинений гуманитарного направления. Если статья содержит философскую компоненту, то, в этом случае,можно согласиться с такой характеристикой.....поскольку большинство философских рассуждений, особенно непрофессиональных, неглубоки. :-)
Обидно, но правда.
31.07.2002 17:29 Matigor
Немножко еще посмотрел про "золотое сечение". Ну, критика реферата Б.Б. еще мягкая; с другой стороны, по видимому, действительно, была самостоятельная идея, понятная только автору. Поиск аналогий-вещь полезная, но вот что дальше? Теперь статья по золотому сечению, что на сайте. Неплохая, даже иллюстрированная. Но у меня есть вопрос во всем работам по ЗС: каково причинное объяснение всех естественнонаучных фактов, связанных с ЗС? идет констатация факта, что, например, фаланги пальцев относятся как ЗС- но, почему, какие химические реакции привели к этому?
02.08.2002 11:33 Косенок Б.Б.
Хорошо, попробую ещё раз, более точные формулировку если хотите - Золотые сечения, в том числе и классической, как частный случай, есть устойчивые состояния материи характеризуемые отношением управляющей стороны к управляемой, а степень в обобщенных золотых сечениях характеризует количество обратных связей от управлямой стороны к управляющей. Тем самым и достигается баланс, равновесие, устойчивость материи - для любрй материи - общества, техники, природы. То есть чем больше управляемая сторона, тем больше обратных связей дольжно быть для её компенсации. Так понятнее? Повторяю, статья то - просо реферат по кандидатскому минимуму, и очень плохо, что люди мысля стереотипами и шаблонами, не дают себе сделать усилие, чтобы понять чужую мысль написанную нетрадиционно, так и язык другого народа воспринимался как тарабарщина, не стоящая внимания.
Кстати, идеи витают в воздухе и неважно кому они приходят в голову, посмотрите
http://www.astrologer.ru/article/ggstt/ggstt.html ,
а кого не устраивает глубина моей статьти, как философа, пусть хотя бы прочитает следующий список,
и сравнит глубины мысли :)
http://www.goldenmuseum.com/1802Slavonic_rus.html
Интересно, что в этой дискуссии я участвую под своим именем, а мои оппоненты под "никами", что это боязнь быть узнаными?
02.08.2002 19:08 Косенок
прошу простить за ошибки, привык писать быстро, а проверить, не успеваю, самому иногда смешно :)
07.08.2002 11:39 Tigerona
Уважаемый Борис, мы просто привыкли использовать ники в сети, но можем и представиться. Вереземская Елена Владимировна, домохозяйка. Matigor, надеюсь, не замедлит представиться также.
Спасибо за дополнительное разъяснение. Я думаю, наш уважаемый Евгений и в самом деле поторопился с оценкой вашей статьи. По крайней мере, я ознакомлюсь со всеми ссылками и обдумаю всё , Вами сказанное.
08.08.2002 13:24 igor http://prijut.narod.ru
Добрый день.
Попробую высказать свое мнение по поводу статей о золотом сечении.
Для начала я взял и померял фаланги своих пальцев. Ну ничего общего с золотым сечением. Тогда я попробовал сделать вывод, что существует большая разница между тем, что нам кажется красивым на картинах и статуях и тем что мы имеем в природе. И что не менее красиво, потому что живо.:)
Почему искусственные предметы нам кажутся красивыми, если они их пропорции соответствуют золотому сечению? Загадка. Почему колонны Парфенона кажутся параллельными, а для достижения этой кажимости они сведены в одну точку, почему для досижения ощущения ровности основания того же Парфенона это основание сделано выпуклым? Какой глубокомысленный вывод можно из этого сделать? Не знаю. Так человек воспринимает и все что можно по этому поводу сказать. По крайней мере выводы о знАчимости золотого сечения в природе помимо человеческого восприятия мне пока кажутся надуманными, притянутыми.
По поводу реферата о связи золотого сечения и общественных формаций, тут вообще ничего вразумительного сказать нельзя, кроме того, что сказал сам автор. За модель можно брать золотое сечение, знаменитый символ ЯНЬ-Инь, структуру атома, что угодно. Это будет лишь иллюстрацией, картинкой для лучшего усвоения идей автора. Делать далекоидущие выводы можно, по-видимому, все-таки, не из иллюстрации.
Что касается философского обоснования реферата. разумеется оно сделано в русле идей господствующих во время написания реферата и ничего нового не вносит кроме иллюстрирования догмы математикой. Я думаю, что спорно само утверждение о борьбе противоположностей в природе. Борьба противоположностей происходит только в головах людей. Ну а утверждение, что для поддержания стабильности в государстве нужно давить меньшинство и иметь обратные связи вообще настолько тривиальна, что обоснование его с помощью теории золотого сечения даже не требуется. :)
08.08.2002 20:27 Tigerona
Игорь, поздравляю с новорожденным текстом! Как это ты такое длинное сочинил?!
Неужели единство и борьба противоположностей не существует на самом деле? Как жаль! Ведь мы привыкли к тому, что добро борется со злом....и даже в картезианском дуализме это нашло своё отражение.
Ну, как я ? :-)))
Ой, надо же что-то умное брякнуть о золотом сечении.
Ща...сообразим на троих (нас тут трое, или ещё кто живой есть?)
Ау! Арбуз, народ пришёл, отворяй форум.
09.08.2002 13:15 igor http://prijut.narod.ru
За поздравление спасибо:)
И вообще, привет :)
Единство и борьба противоположностей существуют только в головах людей и то как частный способ мышления.:)
Покажи мне предмет, который называется добро и покажи как он борется с предметом по имени зло.:)
Добро и зло существует в наших оценках происходящего и в основном, как оценка воздействия происходящего на оценивающего. И их борьба- это тоже наша оценка процесса в котором нет борьбы, а есть многовекторное и вероятностное развитие.
10.08.2002 21:26 Косенок Б.Б.
Ай-Ай, таки не читали всё же ссылки, золотых пропорций много, а не только 0,62, и в моей статье как раз наоборот, меньшинство(власть) управляет(а не давит на большинство), а вот большинство с помощью различных обратных связей влияет на УПРАВЛЯЮЩЕЕ меньшинство,
а насчёт пропорций пальцев - обобщённые золотые пропорции есть лишь УСТОЙЧИВЫЕ состояния материи, а как известно человек не вечен, и следовательно устойчивым таковым не является, а красивые люди и живут как известно дольше :)), и кто сказал, что наш глаз не должен отдыхать от устоёчивых образований на листьях, качающихся на ветру.
Насчёт ников - в научной дискуссии учавстовать под никами как-то неэтично, будто автор боится сказать своё мнение вслух, хотя если хотите, у меня ников интернетовских хватает, например Bor-Bor или KBB, Кстати насчёт устаревшей филисофии - Гегеля тоже объявлели устаревшим, а ведь всё просто - множественное мнение людей складываясь в понимание и знание сущности природы позволяет нам понять друг друга и саму природу, а уж если Ленина не признавать за философа, только потому, что он был активным политическим деятелем, то пардон простите,
Ницше то же не философ, так как его идеи использовал Гитлер, и т.д. и т.п., некорректно это господа, не логично, а насчёт используемой мной цитирую "философского обоснования реферата. разумеется оно сделано в русле идей господствующих во время написания реферата и ничего нового не вносит кроме иллюстрирования догмы математикой." так почитайте ещё более внимательно предисловие сделанное по прошествии лет, да я изменился, но и в то время я не считал марксистко-ленинскую идеалогию для сеьы догмой -истинной во всех инстанциях, (меня даже в бюро комсомола института, как то назвали опортунистом :)), но приёмы - научные приёмы, созданные ею, отрицать, только потому, что они созданы бяками, не стал тогда и сейчас не буду, сумма знаний и умений человечества тем и ценна, что она сумма, её только надо впитывать и преумножать, и тогда мы действительно придём к светлому будущему - это без улыбки, а в реферате, кстати написанном в 1990 году, я как раз и говорю, что созданное на Земле Русской социалистическое общество, таковым не являлось, так как отринуло накопленное цивилизацией экономическое устройство общество, а без этого это пардон откат к феодализму, буквальная цитата из моего реферата:
"В России произошло, так как предвидел Маркс:
"Это может, конечно, произойти сначала лишь при помощи деспотического вмешательства в право собственности и в буржуазные производственные отношения, то есть при помощи мероприятий, которые экономически кажутся недостаточными и несостоятельными, но которые в ходе движения перерастают самих себя и неизбежные как средство переворота во всем способе производства."[4]
Хотя когда-нибудь будет возможен более мирный переход к новой общественно-экономической формации, он даже более вероятен, чем военный переворот. Как видно из анализа предыдущих общественно-экономических формаций дальнейшее развитие должно вести к появлению новых обратных связей между обществом и правящей верхушкой, и в то же время усиление ее власти.
Если помнить о тенденциях развития существующего мира, то есть, о отрицании отрицания, то первая существовавшая при капитализме обратная связь должна стать такой же как при феодализме, но на более высокой ступени развития, то есть работник наемного труда должен быть заинтересован в повышении производительности труда, так как он работает на себя. Вторая обратная связь должна преобразоваться так же. Если при капитализме демократия была парламентской, то в новом обществе она должна стать общенародной. И новая, третья обратная связь, которой не было при капитализме, но зачатки, которой, существовали при капитализме в виде государства - общественная собственность, управляемая группой высококвалифицированных специалистов."
Не к этому ли идёт современный нам капитализм :).
А насчёт Добра и зла см. ссылочку "http://www.radiant.ru/~kbb/ " я разве не об этом пишу?
Человек уж так устроен, что с помощью, как можно более простых понятий хочет получить сложную картину мира его окружающего :), и это у него как всегда, не всегда получается.
Еще раз хочу, чтобы люди участвующие в дискуссии поняли, я не обижатся сюда пришёл на фразы про не глубокость моих мыслей, а чтобы может по другому объяснить основную мысль моего маленького реферата - Золотые сечения (а их много) - есть устойчивые образования материи, и чтобы нас не ждали потрясения - природные, социальные, техногенные и другие мы должны научится их распознавать и пользоватся ими.
вот такая произошла дискуссия...
Некоторые дополнительные ссылки
Сайт Алексей Петровича Стахова д.т.к., профессора "Музей Гармонии и Золотого Сечения"
Борис Розин Золотое сечение – морфологический закон живой природы
|